Не буду оригинальным и начну, пожалуй, с начала. Идея посетить Hadrian's Wall  (далее - Вал или Стена Адриана) появилась у меня как-то ранним зимним утром за завтраком в ходе прослушивания радио Коммерсант-ФМ, а именно программы "Путешествия Петра Воронкова", в которой он вкусно рассказал о своем пешем путешествии по Англии вдоль стены, построенной римлянами около 2000 лет назад. Очень мне нравятся такие вещи (особенно ранним зимним утром) и мысль о посещении запала мне в голову.

В ходе детальной проработки вопроса было принято решение отправиться в Англию вдоль Вала на велосипедах. Затем по совету друзей решили захватить и район Lake District, Cumbria. В силу ряда причин решили воспользоваться услугами местной туристической компании, что несколько увеличило стоимость поездки.]В услуги туркомпании входило: размещение на 4 ночи, трансфер багажа от гостиницы к гостинице, предоставление подробнейшей бумажной карты и эвакуация с маршрута, если потребуется. В итоге получился следующий маршрут:

Москва-Лондон-Манчестер (самолет с пересадкой в Хитроу), затем с двумя пересадками на поезде (всего 2 часа) до Windermere. Две ночевки в Windermere (это и есть тот Lake District в провинции  Cumbria). Потом на поезде (1,5 часа) до города Carlisle, затем на автобусе (45 минут) до городка Bowness-on-Solway. Маршрут вдоль Вала Адриана для нас начался здесь. Три дня переездов на велосипеде и мы у Северного моря. Ночевали в Newcastle и велосипедная часть маршрута завершена. Дальше перелет в Лондон, где мы провели оставшиеся 5 дней отпуска. 

Маршрут N72

Сам велосипедный маршрут N72 в этом году отмечает свое десятилетие. По словам местных жителей, с которыми удалось поговорить, этот маршрут очень поспособствовал привлечению туристов в регион. Честно говоря, толп велотуристов мы не заметили, но пешеходов с рюкзаками за спиной наблюдали в достаточном количестве. Сам маршрут несколько длиннее, чем проехали мы, но мы-то хотели сосредоточиться на самом Вале, да и по времени были ограничены, увы, увы.

Маршрут отлично маркирован - на любом повороте указано направление движения, есть указатели на достопримечательности. Потеряться очень сложно.

 

 

Вокруг озера Windermere

Район Lake District был порекомендован нам для включения в обязательную программу посещения Англии  самими англичанами. Поверьте, они знали, о чем говорили. После перелета из Москвы через каких-то 8 часов оказались в классической Англии с овечками, зеленой травой, тучами и пр. Через сервис GPSies.com еще из Москвы нашел пару маршрутов вокруг озера, но мы в итоге проехали самостоятельно. Получилось 51 км, при этом основная часть маршрута прошла по крайне пересеченной местности с большим набором высоты (за один день - 614 метров). В районе оказалось много как вело- так и пешеходных дорожек с маркировкой, по каким можно лишь пешком, а по каким еще и на велике.

Честно говоря, количество ограждений и заборов в сельской местности поражает. Но ландшафт это не портит. Все дорожки (зачастую они проходят по частным территориям) указаны на картах (как на бумажных, так и на электронных).

Подготовка к маршруту и первый день

После двух ночевок в Windermere перебираемся в Bowness-on-Solway, откуда начинается наш маршрут. Добирались на поезде и автобусе. По приезду, собрали велики и катанули прогревочный круг 21 км. Поверхность плоская, безлюдная. Дорога - асфальтовая, рядом полузаброшенная (но за забором с колючей проволокой) авиабаза. Ирландское море - вот оно! Но купаться нельзя, потому что, как сказали местные, - "Иногда это грязь с водой, а иногда вода с грязью". Видимо, все дело в речках, которые несут грязь с полей. Кстати, через пролив - Шотландия! Так близко мы к ней не подбирались ни до, ни после.

Откатавшись, посетили местный паб "King's Arms". Очень рекомендуется к посещению - будете там, у вас просто нет шансов откосить, поскольку это единственное заведение общепита на районе. Пиво, эль и местная кухня - все в наличии.

В первый день откатали 68 км, посетили крепость в городе Carlisle. Местные утверждают, что это самая осаждаемая крепость в Англии за всю историю.

Честно говоря, вторая часть маршрута пошла в гору и было тяжеловато, но втянулись, посетили еще аббатство Lanercost (вернее то, что от него осталось) и уже в сумерках доехали до места ночевки.

 
День второй

Пожалуй, был самый тяжелый день из-за рельефа местности. Горок было много, зачастую приходилось идти в горку пешком в том числе и из-за особенностей велосипеда Trek CrossRip Elite (спереди было лишь две звезды вместо трех).

День начался с того, что посетили расположенное неподалеку от места ночевки местечко Moscow. Точнее - Moscow farm.

Далее из достопримечательностей посетили Roman Army Museum

Ну и дальше в основном вкручивали по холмам и пригоркам. Пожалуй, на этом этапе были самые красивые пейзажи. Обедали в придорожном пабе. Кухня вполне себе, учитывая наличие четырех сортов местного эля. Итог дня - 69 км.


Несмотря на то, что нас предупреждали о том, что это будет самый легкий день в плане каталки, под конец было тяжеловато. Скорее всего дело в психологии. Последний день всегда самый тяжелый, особенно после двух (на самом деле трех) интенсивных дней. Предстояло проехать 54 км да еще в основном вниз, с горы. Маршрут проходил по набережной вдоль реки Tyne, на берегах которой расположен Newcastle (город, кстати, основан сыном Вильгельма Завоевателя). Если честно, постоянно сверялся с картой, сколько еще осталось до конца. В городе огромное количество мостов на любой вкус, цвет, стиль. 
Третий день, завершающий

Маршрут закончился на берегу Северного моря в развалинах Tynemouth Priory.  Помочили ноги в море (температура составила +11 градусов) и организаторы забрали нас на минивэне и отвезли с великами в отель на ночевку (это тоже входило в стоимость тура). Итого за три дня (включая предварительный круг) откатали 212 км. Суммарный набор высоты - 1660 метров.


Начну, пожалуй с самого главного – велосипеда. По этому «гаджету» написал отдельную статейку, вот ссылка. Еще раз лишь повторюсь, что впечатления от катания на нем сугубо положительные. Каких-либо проблем с материальной частью не возникло.
О гаджетах в путешествии

В начале лета приобрел (не без приключений) Nexus 4, на который легла значительная нагрузка в ходе путешествия. Это был и фотоаппарат, и телефон (редко), и карта. Перед поездкой становил на него OSM карты, загрузил (в бесплатной версии можно загрузить до 10 карт) нужные регионы и не прогадал. Детализация очень высокая, все пабы, достопримечательности, гостиницы, остановки общественного транспорта на карте присутствуют. Очень удобно. Аккумулятора хватало на день с учетом достаточно активного использования.

Часы Garmin 610, которые использовались в качестве GPS трекера. Их аккумулятора хватает на 8 часов треккинга (включая снятие показателей с HRM монитрора). Этого нам вполне хватало, т.к. дневные переезды не превышали 5-7 часов чистого времени. На всякий случай при себе имелся внешний аккумулятор с USB разъемом для питания подсевших устройств. Не скажу, что он часто использовался, но с ним было спокойней.

Фотоаппарат Canon 50D c объективом 16-35 2,8L и 50 1,8. Из 1400 фотографий, которые были привезены из поездки, на его долю пришлось около 50%. Так что телефон (см. выше) как фотоаппарат был крайне востребован. Неоднократно ловил себя на мысли, что снимать рюкзак и доставать зеркалку просто лень - обходился телефоном в ущерб качеству, конечно. Вообще думаю о переходе на что-то более компактное, т.к. зеркалка не для велопоходов.

О гостиницах и гестхаусах

Будучи в провинции, останавливались в семейных гостиницах, которые забронировали заранее через интернет. Видно, что нам были рады. Единственное, по возможности нужно бронировать не через известные сайты, а обращаться напрямую, что несколько дешевле и хозяева не отстегивают %% посредникам. Формат гостиниц - Bed&Breakfast, завтрак включен. Завтраки - выше всяких похвал. Фрукты, соки, кофе/чай, яичница с беконом, сыр, пудинги, каши, мюсли. После плотного завтрака даже ехать никуда не хотелось :)

Может кому пригодится, вот адреса и контакты гостиниц, где мы останавливались (ищите прямо по названию в Гугле, первым идет название города/местечка, затем - название гостиницы).

Windermere - Lingmoor House (расположен рядом с вокзалом, вещи тащить недалеко, а никакой суеты вокруг нет. Хозяева очень приветливые люди, рассказали подробно о всех достопримечательностях).

Bowness-on-Solway - Wallsend GuestHouse (еще известен как The Old Rectory GuestHouse). Несмотря на то, что само местечко находится хм-хм далековато от цивилизации, все блага присутствуют. Кроме того, все очень чисто и красиво! Обязательно зайдите в единственный паб "King's Arms" - чисто английское местечко!

Gilsland - Bush Nook (сам дом находится вдалеке от города, пришлось ехать в сумерках в гору пару километров. Хозяин - очень гостепреимный ирландец, с которым можно поговорить обо всем на свете. Искренний и доброжелательный человек. Сказал, что мы - первые русские, которые у него остановились.)

Corbridge - Fellcroft Guesthouse. Ничего особенного, все чисто и хозяйка приветливая.[

Newcastle - Indigo Hotel. Сетевой отель, очень приличный. Резко отличается от всех предыдущих, т.к. индивидуального подхода к постояльцу нет. Здесь мы просто клиенты и все.)

ИМХО самое шикарное размещение было в Bowness-on-Solway, завтраки были везде одинаковы по качеству и объему. Отметить кого-то в данной номинации не представляется возможным.

Питание

По результатам поездки могу сказать, что кормят в провинциальной Англии прекрасно. Рекомендую брать баранину во всевозможных исполнениях, понравились блюда из лососи. Говяжьи стейки производят неизгладимое впечатление (надеюсь, коровье бешенство обошло нас стороной). Ну и все в обязательном порядке стоит запивать местными элями. Отдельно хочу выразить недоумение в отношении туристов, которые заказывают в пабах не местный эль, а какой-нибудь Heineken или Tuborg c Foster's. Зачем ехать в Англию, если все это можно попробовать дома? Забегая вперед скажу, что в Лондоне с едой все плохо. За те же деньги можно отведать либо фастфуд, либо фишэндчипс. Пиво стоит раза в два дороже. В провинции пинта эля стоит 2-2.20 фунта, в Лондоне - минимум 4.  Вполне возможно, что я просто не туда попадал в Лондоне и читатели подскажут приличные места по нормальным ценам.

О Вале Адриана

Подробно об истории стены расписано здесь (на русском). От себя скажу лишь, что сооружение внушает. Где-то Вал стерся с лица земли под действием стихии или людей, где-то еще сохранились остатки присутствия империи. Но тем не менее, хоть где-то и остались одни развалины, но англичане быстро смекнули, что на этом можно делать деньги. Регион буквально напичкан римскими легендами, историями, объектами. Полно музеев. Очень порадовал музей Римской армии, посещение которого включает в себя просмотр 3D фильма.  Рядом с фортом находятся и каменоломни, откуда древние строители брали камни для постройки стены. Именно в этом месте Вал сохранился лучше всего и именно здесь, на холмах, открываются потрясающие виды.

Еще запомнилось посещение развалин очередного римского форта (их было несколько вдоль Вала). Вкупе с прекрасным английским газоном развалины производят приятное впечатление. Очень живописные места!


О транспорте в Англии

По Англии передвигались на самолетах, поездах, автобусах (локальные маршруты). British Airways оказались на высоте. Перелет Лондон-Манчестер был выполнен за 40 минут вместо заявленных 1 час 10 минут. Все прилично, вежливо и достойно. Негатив был лишь под конец, когда выяснилось, что после перелета Ньюкасл-Лондон на одном из велочехлов оказалась оторвана ручка для транспортировки.

Железные дороги в Великобритании также заслуживают похвалы. Поезда чистые, везде указатели, персонал приветлив и готов все объяснить. Да, опоздания поездов, а зачастую и их отмена, присутствуют, но какого-то шока не вызывают. Везде все написано и указано.

Понравилось и автобусное сообщение. Ездили один раз, опоздали к отбытию, но и сам автобус задержался. Водитель оказался приветливый, пассажиры тоже. Все очень заинтересованно смотрели на путешественников с велочехлами, которые загородили весь проход. Контингент в автобусах - пенсионерский, но недовольство, если и было, было где-то в глубине души и не прорывалось на поверхность. За багаж не платили ничего, видимо провоз его бесплатен.

Что порадовало, так это то, что билеты на поезд можно было купить через интернет (на самолет, разумеется, тоже, но это уже не удивляет русского человека).

Отдельно по ценам. Да, низких цен не ждите. Ночевка в B&B обойдется даже в провинции в районе 70 фунтов на двоих (курс фунта к рублю – 1:52). Передвижение в поездах – не менее 10 – 15 фунтов с человека. Багаж не оплачивается, как мы поняли. Обед с пивом – не менее 10-15 фунтов, хотя можно и сэкономить (брать не стейк, а какой-нибудь фиш’н’чипс). Дорогие билеты во всякие музеи и достопримечательности (по нашим меркам) – 5-15 фунтов. В итоге без авиабилетов велосипедная часть поездки (7 дней) на двоих обошлась не менее 1200 фунтов (хотя сэкономить можно).

Подводя итоги, хочу отметить, что провинциальная Англия (мы посетили лишь ее северную часть) куда более гостеприимна, нежели чем во многом пафосный Лондон и является обязательным пунктом для посещения Великобритании.

Текст Алекса Клепацкого и Натальи Кукушкиной.