Отчет о путешествии по Хорватии в мае 2007г.

Ознакомится с планами велосипедных путешествий с автосопровождением.

Почитать про походы выходного дня.

Для начала немного предистории, как мы попали в Хорватию.


На майские праздники всегда куда-то ездили, и будем ездить. А не поехать ли нам в Чехию, подумали мы? В Чехии хорошо, в Чехии Прага, в Чехии Моравия с Аустерлицем, в Чехии тоже есть горы. Заранее пришли в агенство, сказали - хотим проехать по Чехии на велосипедах с 28 апреля по 12 мая. Хорошо, сказало нам агенство, нам только маршрут нужен. Нарисовали мы агенству маршрут. Дальше агенство рассказало нам про стоимость билетов на это период. Стоимость билетов на самолет до Праги и обратно примерно такая же, как до Аргентины и обратно. Хорошо, сказали мы, пусть будут как до Аргентины. Потом агенство долго ждало ответа от тех мест, по которым мы хотели проехать, и не могло дождаться, причем звонить по телефону у них, видимо, не принято. Недели за две до планируемой поездки, агенство нам заявило, что решить проблему с нашим размещением в Чехии, оно не может, а без этого визу не дадут. Таким образом, мы оказались в пролете над Чехией, как…
А не поехать ли нам в Иорданию? В Иордании хорошо, там река Иордан впадает в Мертвое море, в Иордании гора Небо с предполагаемой могилой Моисея, в Иордании пустыня с бедуинами, в Иордании розовый город Петра, высеченный в горах, в Иордании Мертвое море с целительными свойствами. Нет, не поехать нам в Иорданию, хотим в Европу.

Тут другое агенство, к которому мы обратились, в надежде, что у него с Чехией получиться лучше, предложило нам Хорватию, сказав – туда и виза не нужна. И поехали мы в Хорватию. Предварительно зарезервировали первую и последнюю ночь/день в отеле Riviera (Ривьера) в городе Pula (Пула) 80 евро за день на двоих. Далее я буду писать названия Хорватских городов и других географических объектов латиницей , без склонения. В Хорватии, кстати, используют латиницу. Возможно, это не совсем правильно, но писать русскими буками названия, правильного произношения которых я не знаю, на мой взгляд, тоже не правильно. Там, где мне точно известно произношение названия, я укажу его транскрипцию в скобках русскими буквами. Также оплатили билеты на самолет туда-обратно 10900 рублей на человека. Дальше был срочно разработан план маршрута, потому что про Хорватию мы не знали ничего, а билеты туда уже купили. При разработке плана пользовались немного справочником, немного слышанными названиями, немного интуицией, немного картой. Первый взгляд на карту показал, что, не считая островов, а только главные дороги, побережье Хорватии составляет приблизительно 800 км. Немного многовато для двух недель на велосипеде и несколько неинтересно. Кроме того, нам уже хотелось проехать по национальному парку Krka, а это вглубь. Посмотрев боле внимательно на береговую линию Хорватии, нельзя не заметить многочисленные острова. Длина каждого не такая большая, если их сложить вместе, то километраж будет меньше, и у нас есть шанс проехать обратно до Пулы на велосипеде. Только между островами нужно перебираться на паромах. Паромное сообщение в нужных направлениях на карте обозначено. Значит едем.

Еще немного о начальных условиях. Самолет туда в Pula вылетает из Домодедово в 19-45. Самолет обратно из Pula вылетает в 8-45. Самолеты летают по субботам. Таким образом, из 14 дней отпуска, остается 12.

Теперь, как это было на самом деле.

28.04.2007
Поскольку дней для заказа билетов и ваучеров оставалось не очень много, документы агенство выдало нам непосредственно в субботу. Времени на то, чтобы собраться – то есть сложить вещи в рюкзаки – у нас было около часа. Это сыграло свою роль в дальнейшем путешествии, т.к. некоторые важные вещи, которые должны быть в аптечке, мы забыли.

До Домодедово добрались на аэроэкспрессе от платформы Каланчевская. Этот поезд ходит примерно 4 раза в сутки. Около 17-ти часов мы доехали до Домодедово, тут же на табло прочитали, что рейс задерживается до 20-30. Мы немного походили по аэропорту туда-сюда, объявили регистрацию на наш самолет. В процессе регистрации выяснилось, что мало того, что за перевес платить надо, при этом велосипеды считаются перевесом по умолчанию не зависимо ни от чего. Просто 11.5 кг. плюс 13 кг. помножить на, не помню какую, цифру. После непродолжительных переговоров с регистрирующим мальчиком в документы было положено 500 рублей, нам выдали квиточки на багаж, ответные части этих квиточков были поклеены на велосипеды, и мы стали ждать. Рейс плавно переносился на попозже. В результате в 21-20 самолет пошел на взлет. Солнышко быстро ушло греть западное полушарие. Прилет в ночи нам был обеспечен.
Прилетели, кругом темно, аэропорт как аэропорт. В Зальцбурге почти такой же. Пограничник строго спросил с нас ваучер, ну мы ему показали любезно подготовленный агенством ваучер на все время пребывания нас в городе Pula. Обратите внимание – ваучер при пересечении границы в их сторону у вас спросят обязательно, чтобы было меньше вопросов желательно иметь ваучер, вызывающий наименьшее количество вопросов.
От Аэропорта Pula до самого Pula 7 км. Нашли по справочнику, который купили еще в Москве для быстрой подготовки маршрута, месторасположение нашего отеля. Прочитали, что про него пишут. Пишут примерно следующее – здание представляет интерес больше снаружи, чем внутри. Убедились мы в этом около часа ночи по местному времени. Хотя самолет приземлился, когда не было еще и 22. Разница с Москвой 2 часа. По правильному час, но у нас в Москве уже летнее время. Едется от аэропорта до города легко, все больше с горки к морю. А как подъехали к городу и увидели указатель на центр, тут-то все и началось. Долго мы кружили по незнакомому городу в поисках отеля. Останавливали прохожих, спрашивали – прохожие попадались все больше люди не местные, о таком отеле и не слыхали. Спрашивая у представителей власти, и называя наиболее значимый туриститческий объект – амфитеатр, нам удалось отыскать отель Rivera. Как же приятно поселиться в центре города в здании с полуторавековой историей, видом на море и колоннами при входе. Внутри был полный социализм, но об этом нас справочник предупреждал. 

29.04.2007.
Путешествие началось. Утречком решили уехать из этого города, который ассоциировался с ночным кошмаром – поиском отеля в неизвестном темном городе. Чтобы не совершать старых ошибок (прошлогоднее путешествие по Черногории), бензин для примуса мы купили сразу на ближайшей бензоколонке 98-ой за 1 евро за литр. Первым пунктом нашей программы был полуостров Истрия. Выбрав дорожку наугад, мы поехали по ней. Направление – от Pula вверх по карте и немного левее. Надо сказать, что карту в Москве мы купили пятикилометровку, поэтому такое ориентирование вполне в духе этой карты. Но у нас была надежда купить карты на месте. А пока не купили, поехали вверх (север) и левее (запад). В тот день весеннее средиземноморское солнышко усердно грело Хорватскую землю. Стайки велосипедистов то и дело попадались нам навстречу, а то и обгоняли. Велосипедисты все больше спортивные на шоссейниках. Им только номеров не хватает. То есть не туристы с большими рюкзаками, в которых лежит все что надо для жизни практически в любых условиях. Попадались и туристического вида велосипедисты, но они свои велосипеды перевозят на машинах с места на место. Там останавливаются в кемпингах, катаются на своих велосипедах по окрестностям кемпинга. Потом пакуют свои велосипеды в свои машинки и едут куда-нибудь еще кататься там на велосипедах. Но ни один муд…  мудрый человек не ездил с рюкзаком с целью таскать за собой домик и все-все-все.

Как обычно в путешествии по Европе, пообедать в каком-нибудь ресторанчике сильно проще, чем готовить самим. Как правило, пообедать где-нибудь занимает времени меньше, чем приготовить самим. Иногда затраты на ресторан компенсируются экономией времени. Пообедали в живописном месте – Limski kanal. Почему он канал, сказать трудно, никто его не копал. Представляет он из себя разлом, глубоко врезавшийся в сушу. Поехали в горку, по горке ползали альпинисты-скалолазы. Честно, я не стала разбираться и идентифицировать тонкую разницу, кто они были на самом деле. Немного поплутав (пятикилометровка как-никак), выехали на дорожку, обозначенную вдоль моря. Моря с нее не видать. Обозначена, как дорога с красивыми видами. Растут деревья по обеим сторонам дороги, наверное, это и имелось ввиду под красивым видом. Присутствует трафик, не смотря на который велосипедистов меньше не становится. Попадаются кемпинги, и даже поблескивает море. Через некоторое время, почувствовали, что на первый день уже покатались, да и дневное средиземноморское весеннее солнышко пекло не по-детски. Увидели указатель на кемпинг «Зеленая Лагуна», это не доезжая 2-х километров до Porec, свернули и попали в такой кемпинг, ну это сравни маленькому городу (по крайней мере, микрорайону). Размеченные улицы и номера участков для установки домиков на колесах, до конца берега моря, принадлежащего этому кемпингу мы даже не дошли, душ с теплой водой, бассейн, место для палаток тех, у кого нет домика на колесах, а только машина, мотоцикл или велосипед, как у нас. Магазин рядом с въездом в город, т.е. в кемпинг. Интересно, что пляж вдоль берега сделан из больших камней и бетона, поставлены спуски в море – лесенки с перилами, и только не хватает табличек – осторожно мокрый/скользкий пол. Купаться очень хочется, но вода градусов 13. В справочнике мы прочитали, что кемпинг Зеленая Лагуна был основан в 1957 году. Много что они успели построить за последние 50 лет. Для нас со всеми скидками это удовольствие стоило 5 евро на человека в день. Живите сколько хотите, расчет при выезде. Характер дороги от Pula до Зеленой Лагуны был примерно следующий – большие перепады высот больше 100 метров, везде асфальт. И нигде нет серпантинов. То есть все подъемы представляют собой длинные, длинные тягуны, но набор высоты плавный.
За день 62 км., средняя скорость 16.5, время в пути 3.5 часа, максимальная скорость 55 км. в час.

30.04.2007
Расплатились за кемпинг. Поехали дальше по трассе, увидели указатель на Аквариум. А не посмотреть ли нам на рыбок? Решили посмотреть, и свернули в Porec. Доехали до центра города, а там детский праздник. Поснимали детский праздник, купили карты полуострова Истрия – на одной больше дорог, на другой высотные параллели и кольцевые велосипедные маршруты по Истрии с высотными графиками маршрутов. И поехали дальше. А аквариум? Аквариум будет с другой раз.

Поехали по указателю до пещеры. Чтобы доехать до пещеры (похоже, в окрестностях она одна), все указатели ведут до местечка Nova Vas. От Nova Vas поворот налево, дальше по указателю направо и сразу насиженное место: заборчик вокруг дырки со спуском в пещеру, ресторанчик с едой и большим навесом над многочисленными столиками, касса и бунгало (палатка) с сувенирами.

В пещеру запускают группами. Каждая следующая группа запускается минут через 20-30. Пока ждешь, успеваешь перекусить в ресторанчике. Расплачиваться можно кунами или евро. К входу в пещеру приглашают звоном колокольчика. В пещеру ведет крутой оборудованный спуск. Пещера уходит в глубину земли, поэтому спускаешься все время вниз до самого пещерного озера. В пещерном озере живет чудище – саламандра. Саламандра живет больше 100 лет, живет колониями. Ну, пещера красивая, не Новоафонская, конечно, но все-таки.

Поскольку мы уже заехали в глубь полуострова Истрия, мы решили продолжать двигаться в этом направлении. План был приблизительно следующий, добираемся до Rijeka (читается Риека), садимся в автобус, и делаем заброску либо до Дубровника (но это на грани фола, если не за гранью) или до Split (если повезет с паромами между островами, то приедем в Pula 10-го мая вечером, если нет, то нас ждала еще одно автобусная заброска из Rijeka  в Pula, плюс поездка по трассе вдоль моря).

Здесь я сделаю небольшое отступление о дорогах Хорватии. Дороги, указанные на пятикилометровке практически все асфальтированные. Позже мы приобрели двухкилометровку побережья Хорватии, там тоже практически все асфальтированные дороги. Иногда изображены дороги с гравийным покрытием. Чаще всего в тех местах, где есть какие-либо населенные пункты и никаких других дорог нет. То есть количество действительно существующих дорог, равно количеству дорог, изображенных на двухкилометровке. Поверьте, их не очень много. Иногда встречаются непомеченные грунтовые дороги, но очень редко, и ехать по ним можно, если вы ищите себе приключений. На 350 метровках они обнаруживаются. Некоторые дороги обозначены, как трассы, кроме этого есть обозначенная на карте строящееся трасса (типа магистраль). План этой магистрали несет в себе рациональное зерно. Она призвана связать Загреб с побережьем и пройти вдоль побережья, тем самым разгрузить имеющуюся дорогу вдоль побережья и связать Хорватию с Черногорией и Словенией, которая тоненькой полосочкой отделяет Хорватию от Италии. Т.в. вдоль побережья новая магистраль как раз еще не построена. У существующей дороги ширина составляет две полосы – одна полоса в одну сторону, другая в другую. Ехать по ней на велосипеде не слишком интересно. Поэтому второй вариант менее предпочтителен.

Мы доехали до города Pazin, там сняли немного денег в банкомате, купили еды. По ходу дела выяснили, что в местные поезда с велосипедами не пускают. После чего покатались еще немного и остановились на ночлег недалеко от дороги вблизи реки Pazincica river. От Pazin ехали по дороге, параллельной той самой магистрали. Которую здесь уже успели построить. Ее даже было видно. Ехать было хорошо, основной поток машин оттянула магистраль. Есть в этой местности недостаток – практически нет мест, где встать. Причем первую половину дня такие места встречались, но у них был другой недостаток, встать можно было, если есть вода в необходимых количествах. Здесь же была речка (вода у нас тоже была на всякий случай), но практически не было места. И не было понятно, когда начнутся места, где можно встать. А солнышко неумолимо уходило за горизонт. Поэтому упали в первом попавшемся.
За день 60 км. Средняя  скорость 15,3 км. в час, время  в пути 3 часа 40 мин., максимальная скорость 55 км. в час.

01.05.2007
С утречка, позавтракав, пофотографировав растения в утренней росе, поехали к городу Rijeka. До него нам надо было преодолеть горный перевал перед морем, там же расположен национальный парк Ucka. Есть еще одна возможность проехать, через тоннель, но она только для машин.

Ехали по второстепенным дорожкам, кругом земледелие , виноградники. Канавки, прорытые от речушки. Места для ночевок тоже придется искать, кругом приват. Проехали через местное захолустье Paz. Вокруг этого городка открывается красивый вид. Упали к городишке Vranja, купили водички с яблочком, а обед будет после перевала. Неезженым путем выкарабкались на дорогу. Дорогa, как всегда все вверх и вверх. Серпантин хорватам неведом. Вот уже поворот на магистраль. Там туннель. А нам вверх. Вверх становился все круче и круче. Такие повороты и набор высоты я помню только на Алтае. Правда там еще и грейдер был. Внезапно увидели знак, уклон 18%. Наверное, знака с большей цифрой не нашлось. Абсолютная высота перевала 1000 метров.

Проехали через национальный парк Ucka. Обедали в ресторанчике почти наверху перевала. Обедали странно долго. За соседним столиком (такой в стиле Собакевича человек на 10) обедали мототуристы. Говорили по-итальянски. Среди них был один ребенок, остальным лет за 30, а может и больше.

У дайверов есть присказка - дайверы бывают старые или смелые, а старых и смелых не бывает. Может у мотоциклистов также? Доехали таки до Rejeki. Остановились в отеле Continental. Удовольствие 68 евро на двоих с завтраком. Под окнами молодежь буддистского вида бъет в барабаны к утру это не кончится. Взяли билеты на автобус (71 евро на двоих) до Split. Оттуда продолжим путешествие до Pula.
Деньги берут в туристических местах и евро, и куны, и в перемежку. Недолюбливают звонкие евро.
За день 62 км. Средняя  скорость 13.5 км. в час. Время в пути 4 часа 40 минут. Максимальная скорость 58 км. в час.

02.05.2007
Погрузились в автобус. За багаж доплатили по 40 кун за каждый плюс за негабаритный багаж в виде велорюкзаков по 7 кун за каждый. Доплачивать за багаж надо непосредственно водителю. Размер доплаты целиком зависит от оценочного настроения водителя.
В 9-00 автобус стартовал, в 16 с чем-то приехали в Split. Походили по городу посмотрели на развалины дворца Диоклетиана. Сели на паром и 22 по местному времени оказались на маленьком острове Brac. Чуть отъехав от пристани по направлению влево вдоль моря, встретили кемпинг. В кемпинге  никто нас не встретил. Но, мы встретили записку, смысл которой заключался примерно в следующем: буду 18-го мая, живите, кто хотите, если что вот мой телефон (номер телефона). Ну, мы и остановились. Туалет открыт, вода есть, горяча тоже, баки для мусора присутствуют. Выхода к морю мы не нашли. Ночью кто-то ходил за забором кэмпинга.
За день 7 км. Средняя скорость 7.5 км в час. Время в пути 1 час. Максимальная скорость 31 км. в час.

03.05.2007
Встали нормально. Пришла лошадь, ну не совсем лошадь, пони, и не пришла, а пришел. Пони упорно смотрел на нас. Приготовили завтрак. Пони упорно смотрел на нас. Мы дали ему кусочек яблока. Позавтракали. Пони упорно смотрел нас. Мы дали ему кусочек яблока. Начал накрапывать дождик. Быстро сложились. Пони ушел. Очень умный пони, давно здесь живет.

Поехали. Сегодня был дождь. Без падений не обошлось. Выяснилось, что, при сборах  за час забыли пантенол, перекись. А есть у нас только йод и пластыри. В последствии оказалось, что не во всех больших упаковках бывают большие пластыри. Остров красивый, дорожки серпантинные. Велосипедисты едут навстречу гирляндами. Где-то на 30-м я сбилась со счета. Велосипедисты разных комплекций и разной степени тренированности. Но их ведут опытные люди. Причем опытные люди едут, как в начале группы, так в середине, и еще дальше.

 13 были в Sumartin. Паром в 17-00. Аптеки в этом городишке нет, а есть на 2 км. выше. Пока чинили прокол (на 2 км. выше уже не поехали), пока приготовили обед (кстати, тоже под дождем) наступило 16 часов. Погрузились на паром в 18-00 были в Makarska. Отьехали 8 км. по трассе до Basca. Аптеки по дороге тоже не встретили. Кемпинг закрыт, откроется через 10 дней. Ближайшие работающие в Makarska или 25 км вперед по нашему пути в Omis. 25 км. на ночь глядя далеко. Служитель отеля пустил нас в кемпинг просто так. Один день можно, сказал он. Этот кемпинг тоже очень приятное место. Большой и тенистый. Со всем необходимым, и даже маленькая пекарня есть. Правда это все не работало, и воду нам пришлось добывать у рабочих, обустраивающих необходимые отдыхающим места.
За день 66 км.

04.05.2007

С утра накрапывал дождик. Очень любезно сделал паузу, за которую мы успели сложить вещи. Поехали по трассе до поворота на Gornia Brela и Zadvarje. Дальше по этой дороге идет строительство. Ее расширяют, покрывают асфальтом. Ехать по сделанным местам дороги одно удовольствие. Поливает дождем. Дождь специальный средиземноморский весенне-поливательный. Вода равномерно стекает по лицу, смывая остатки шампуня и крема от солнца, оставляя во рту неприятный горько-вяжущий вкус.
После Sestanovac, в котором  мы даже обнаружили обещанную аптеку, только она работала два раза в день – утром с 7-30 до 11-00 и вечером с 17-00 до 19-00, дорога пошла в гору почти до Cista Provo и была немного похожа на серпантин. Пообедали в пиццерии. Для нас растапливали печку. Поэтому это не очень быстрый процесс оказался. После 16-ти часов дождик подутих. Сухие вещи остались только в рюкзаке. Дальше дорога по ощущениям пошла  в основном вниз. Перед самым Trilj резко падает вниз (река Cetina). Доехали до Sinj (читается Синь). Остановились в отеле. Отель единственный, маленький и аккуратненький. 58 евро с завтраком на двоих в сутки. на ресепшене нам выдали по нашей просьбе антисептик и пластырей больших. На ужин закипятили чай на балконе, купили тортики, клубнику, смотрели дневник Бриджит Джонс на английском с хорватскими субтитрами.

За день 74 км. Средняя скорость 16.3 км. в час. Время в пути 4 с половиной часа. Максимальная скорость 59 км. в час.

05.05.2007
Собрались и поехали. План был понятен: едем до Knin. Сначала дорога равно идет вверх и вниз. После озера (это примерно полпути) Vrlika начинаются подъемы. После Kijevo (читается Киево) долгий тягун. После Pilaca спуск почти до самого Knin. На перекрестке проехали прямо по укаателю на Strimica (Gracac). Перед вторым поворотом на лево на Knin справа (указатель на Vrpolje) находится отель три звезды, похоже единственный в округе 50 евро на двоих в сутки с завтраком. Остановились в отеле, так как по прогнозу дождь в этом регионе был обещан до вторника до 7-го мая.

По дороге проезжали много мест пригодных для стоянки при условии, что у вас достаточно воды. По обеим сторонам дороги густые заросли из дубов, рябин, бузины и других лиственных деревьев, не выше 2-х метров  высотой. То ли они начали расти не так давно, то ли в этих условиях трудно вырасти выше. На протяжении всего нашего путешествия и сегодня особенно встречаются заброшенные здания (без крыш, без окон и дверей, без перекрытий, с проросшими деревьями сквозь них). А также много новых только что построенных и строящихся. Вокруг отеля, в котором мы остановились, тоже много нового жилья.
Вечерком полил дождь. Все-таки хорошо, когда палатка сухая, ужин сытный, кровать мягкая, а по телевизору Шрек 1.

За день 70 км. Средняя скорость 18 км. в час, время в пути без малого 4 часа. Максимальная скорость 60 км. в час.

06.05.2007
Утром осматривали крепость в г. Knin. Город оказался не совсем дырой, как нам показалось сначала. Долго плутали по национальному парку Krka по 5-ти километровой карте, спрашивая у местных жителей дорогу, почесывая собак, не знающих что такое велосипеды и велосипедисты, с опаской глядя на таблички, предупреждающие о минах. О настоящих минах, а не коровьих какашках. Через национальный парк местами ехали по грунтовой дороге. Условно грунтовой, потому что дорога укатанная, хорошо посыпанная гравием, песком и все это примято. Но очень много  выступающих камней, которые, по сути представляли собой часть горы, по которой мы ехали. Сегодня очень пригодился опыт езды по Карельским дорогам с разным покрытием. В национальном парке встретили насиженное место с системой водопадиков, ведущих к мельницам. Ныне мельницы не работают, а водопадики остались. В оставшихся строениях продают сувениры, ткут национальные сумки, выращивают живность и делают из нее сыр и пршутто (это ветчина), пекут хлеб. Все это можно купить и съесть.

 Мы купили сувениры в виде мягких игрушек – черепашки и вепря, так сказать, жителей национального парка. Хотели купить карты, более подробные, но на них еще не было цены, и дама не смогла нам их продать. Также мы не смогли расплатиться Визой (картчкой). Теоретически они берут кредитные карточки, но машинку для этого должны привезти только через 2 дня. Вобщем не правильные мы туристы, сезон еще не начался, а мы уже тут.
В конце концов, добрались до Skradina. Остановились в отеле, потому что не нашли кемпинга. 
В городке купили двухкилометровку побережья Хорватии.

За день 77 км. Средняя скорость 15.3 км. в час. Время в пути 5 часов. Максимальная   скорость 53 км. в час.

07.05.2007
Постарались встать пораньше. Выехали в 9 часов утра по местному времени. В аптеке на набережной (наконец-то наступил понедельник) купили антисептик и пластыри.
 Очень сильный встречный ветер с порывами. Км. 2 в час скорости сжирал. По дороге заехали на развалины, или руины. 1-2 век нашей эры нимфаторий и рядом церковь девы Марии 9 века. Выехали с развалин с небольшими приключениями - по грунтовой дороге. Частично на ней встречались большие следы зверей и лужи. Грунт залипал между колесами крыльями и перьями. На выезде большой прямоугольный знак с изображением волка и соответствующей надписью.
Ветер не унимался и в течение дня. Пообедали в Benkovac. В центре города в пиццерии Baban. Весь день дорога плавно набирала высоту. На сколько я могла заметить особенность местных дорог заключается в больших тягунах. После Benkovac дорога опять набирает высоту и идет между каменоломен, в которых из местной породы делают (откалывают) отделочный камень. Только перед  Dudraja начинается спуск. По Pridraga тоже спуск. Затем небольшой перевальчик и падение в Novigrad. 
Кемпинг в Novigrad не работает. Только с 10-го числа. Остановились в апартотеле Agava. Теоретически этот апартотель тоже работает с 10-го мая. Но на одну ночь можно. Стоит это удовольствие 38 евро (285 кун) с видом на море на двоих. В общем, если найти человека, с которым можно договорится, то и в кемпинге можно встать и закрытом апартотеле. Апартотель мне понравился, кухонька, спаленка, закуток с диваном и телевизором, балкон с видом на Новиградское море, ванная с нагревателем воды, кондиционер. Если есть чем заняться в этом месте – приезжай и живи.

За день 71.5 км. Средняя скорость 14.5 км. в час. Время в пути 5 часов. Максимальная скорость 53 км. в час.

08.05.2007
Дожди совсем оставили Хорватскую землю. Нашим летом воздух прогревается градусов до 36 Цельсия. Весной хорватский воздух прогревается градусов до 25 Цельсия, когда солнце сядет. О том, сколько было днем, мы только догадывались. Но, если не ехать на велосипеде, то стоять можно только в тенечке.
С утра поехали вдоль Новиградского моря, слева мины, справа красивый вид. В предыдущий день была у нас мысль встать на берегу, и даже есть места, где это можно сделать, но воды с собой надо обязательно брать. Море, оно хоть и размером с озеро, а все-таки соленое.

Дорога, как всегда состояла из долгих тягунов и спусков. На подъезде к Pag рядком стоят ветряки и переводят энергию ветра в электрическую. Пообедали в городе Pag. Выжали по четверть дольки лимона во флажки с водой – очень способствует при текущей температуре окружающей среды. До парома решили проехать через Bosana. И дорожка на карте нарисована не главная вдоль моря, значит и машин мало. Кстати, количество дорог в этом месте на пятикилометровке и двухкилометровке одинаковое. После Bosana асфальт сменился грейдером. Ну, ничего, проехали. Дальше еще 15 километров до парома по асфальту с подъемами. Местность вокруг все больше безлесая. Справа и слева от дороги аккуратно выложены заборчики из плотнопригнанных камней, делящие местность на квадраты. В чем смысл этих сооружений, для нас осталось загадкой. В некоторых квадратах росли единичные деревья. Когда с пустились в залив Zigljen, растительность совсем исчезла.

На залитом солнцем  берегу стояли две палатки – одна для продажи билетов на паром, вторая с напитками. С напитками открыта, но в ней нет продавца. Кассир из билетной кассы приехал к самому парому, быстро всем продал билеты. Билет на одну персону и один велосипед потянул на 24 куны (Две персоны и два бицикла по местному). Еще за светло выгрузились в местечке Gradina. Дальше была предпринята попытка доехать до кемпинг, обозначенного на карте. Он совсем рядом с о следующим паромом, на котором мы планировали перебраться на остров Rab на следующий день, в местечке Stinica в 13-ти километрах от нас. 13 километров не очень много, к тому же по предыдущему опыту кемпинги либо работали, либо в них можно было встать. Местность, имеющая название обнадеживала нас, что воды мы там себе раздобудем. Трасса вдоль берега этим вечером была не напряженной, ехать было прохладно. Ничего жилого по дороге не встретили, и воды не купили. Солнышко скрылось за горизонтом, мы подъехали к повороту на Stinica. Он же поворот на Jablanac, там где паром. Через некоторое время дорога раздвоилась на Stinica и Jablanac. Мы выбрали поворот на Stinica , там был обозначен кемпинг. Когда спустились, стало совсем темно. Проехали по спящей темной Stinica, раза три туда-сюда, только отраженный свет наших фонариков глазами кошек возвращался к нам из кустов. Ужас, правда, не наводил. Постучались в дом, где был свет. Открыл нам пожилой хорват, немного знающий немецкий, объяснил нам, что кемпинга нет, но встать можно где-то там, налил нам водички в случайно невыкинутую бутылку. По дороге обратно к развилке, увидели остатки разгромленного кемпинга, проехав еще немного, нашли местечко в кустах, там и заночевали.

За день 110 км. Средняя скорость 15.5 км. в час. Время в пути 7.5 часов. Максимальная скорость 58 км. в час. 

09.05.2007
Встали пораньше, попили чаю, сложились, прошлись в горку до развилки, спустились в Jablanac. Тут был и отель, и другая жизнь. А могли бы вечером повернуть сюда. Купили билет на паром. С нас взяли только по 10 кун  за велосипед. За особу брать не стали. В ожидании парома, пили кофе. Бела кава – почти то же, что и капучино, только заваривается горячим молоком. Проехали по острову до Lopar. Посмотрели на пристань. На киоске для продажи билетов написано правильное слово Backa. Киоск закрыт. Спросили у местной дамы как на счет парома, дама предположила, что паром будет через месяц. Ну мы и уехали той же дорогой. 25 км. в одну сторону, 25 км. в другую. Переправились тем же путем за 10 кун на материк. В Jablanac устроили себе обед в ближайшем ресторанчике. Также как и в Черногории, здесь присутствует блюдо под названием мешано мясо (месо). Сколько я его ни пробовала, ничего интересного, кроме названия в нем нет. А вот то ли дело плескавица. Мягкая, сочная, ароматная, сытная котлета. Вот ее-то я и съела.

И поехали мы по трассе в сторону Rijeka. То есть случилось то, от чего мы старались уйти – мы попали на трассу, у которой нет дублера, и поехав по ней мы не успевали в Pula к самолету, а нам еще хотелось побродить по городу. При таком раскладе из Rijeka  нам надо было ехать на автобусе до Pula. Тогда в Pula мы окажемся 10-го вечером.
В этот день проехали город Senj. Ничего особенного, городишко, как городишко, не смотря на свои невеликие размеры, он обозначен на многих картах, думаю даже на маленьком глобусе будет обозначен. А всему виной его расположение на 45-ой параллели, от которой на север 5000 км до северного полюса, а на юг 5000км. до экватора. Мы ехали с юга на север.

В 8-ми километрах от Sinj остановились на ночевку в кемпинге прямо у трассы. К нашему счастью кемпинг работает. Есть электричество, море и горячая вода в душе. Трасса рядом и очень слышна. Стоит этот кемпинг 40 кун на двоих на ночь.

За день 99 км.(100). Средняя скорость 16 км. В час. Время в пути 6.5 часов. Максимальная скорость 62 км. в час.

10.05.2007

Делать было больше нечего, как только ехать по трассе. В этой части трасса очень напряженная. Фуры снуют туда и сюда. Долгий многокилометровый подъем. Увидели указатель на Аквариум. Но Аквариум у воды, а к воде надо спускаться и спускаться много. Подумали, подумали, и решили, что такой ценой Аквариум нам не нужен. К Bakarski z. долгий и быстрый спуск, после него крутой и тоже долгий подъем, после которого к Rijeka 12 километровый спуск. До Rijeka доехали к 13 часам. Купили билет на автобус до Pula. Билет стоит 78 кун на человека. За велосипед взяли с нас дополнительно 30 кунов за каждый, а за наш ненормальный багаж не взяли ничего, что еще раз подтвердило истину, гласящую, что с вас возьмут денег, в меру испорченности берущего. Более того, велосипеды разрешили поставить, не пакуя и не разбирая.  Автобус отправлялся в 13-45. Около 16 оказались в Pula. Встали в той же гостинице Rivera, доплатив за день 64 евро за двухместный номер с завтраком.

За день 65 км.

11.05.2007
Бродили по городу Pula, фотографировали, ели мороженое, покупали сувениры. Съездили на автобусе на полуостров Verudela. Очень красивое место для отдыха. С детьми на неделю отдохнуть, просто замечательно. А поехали мы туда на рыбок в аквариуме посмотреть. Аквариум устроен в древнем форте, врезанном в гору. Вернулись в город, посмотрели на Геркулесовы ворота, Двойные ворота, Триумфальную арку, крепость, превращенную в исторический музей Истрии (заходить не стали), развалины Римского театра (ну развалины), Кафедральный собор, любимый стул Джеймса Джойса и прочая, прочая, прочая…

12.06.2007
Рано-рано, поднялись, закипятили на подоконнике чаю, попили и поехали в рассветной дымке в аэропорт. В кустики слили оставшиеся ? литра бензина. В обменнике аэропорта поменяли оставшиеся куны на евро. При выезде с нас никаких взносов не взяли – совсем безвизовая страна. Без опозданий полетели домой.

Дома все как обычно – дождь.

Ольга Аблекова 2007 год.

Суммарный километраж за поход:

Дата Расстояние в км.
28.04.2007
10

29.04.2007

62

30.04.2007

60

01.05.2007

62

02.05.2007

7

03.05.2007

66

04.05.2007

74

05.05.2007

70

06.05.2007

77
07.05.2007
71.5

08.05.2007

110

09.05.2007

99

10.05.2007
65

11.05.2007

0

12.05.2007

7
Итого
840.5

  
Итого потрачено на поход на двоих:

Билеты на самолет 640 евро
Суммарно проживание в гостиницах и кемпингах 520 евро
Суммарно автобусные и паромные заброски 160 евро
Медстраховка 30 евро
Прочие расходы на питание и сувениры 600 евро
Итого за поход 1950 евро

 

Основные выводы и пожелания.

В Хорватии дороги сложные в первую очередь своими тягунами. Побывав в разных уголках Хорватии, сложилось следующее впечатление о местах, где лучше кататься на велосипедах, это:
- полуостров Истрия,
- восточное побережъе - Split, Makarska, Dubrovnik – но это ближе к Черногории,
- острова.

В глубине материка, мне не очень понравилось. Если хочется посмотреть на прелести национального парка Krka можно доехать до Sibenik, и на этом успокоиться. Для того, чтобы посмотреть на древние крепости, не обязательно ехать в Knin, этих крепостей навалом вдоль побережья. В том же Sinj есть маленькая, хорошо сохранившаяся крепость, напоминающая шкатулку.

Если больше нравится район Дубровника, то логичнее лететь не в Pula, а в Черногорский Tivat. Самолеты тоже летают по субботам, прилет и вылет в первую половину дня. Паромы через Боко-Которсткую бухту ходят безостановочно на протяжении дня до 17-30 часов. Но вылет из Черногории стоит 15 евро, об этом надо помнить. Границу между Черногорией и Хорватией мы пересекать не пробовали никогда. Перед тем, как ехать, стоит уточнить детали пересечения границы.
Полуостров Истрия достоен катания, тогда подойдет Pula.

Если хотите посмотреть больше, лучше использовать автобусные заброски, благо рейсовые автобусы курсируют вдоль побережья и не только, и останавливаются на всех остановках. Поездами лучше не пользоваться, с велосипедами скорее всего не пустят.
Планируя путешествия по островам, помните, что между островами паромы ходят в летнее время.

Помимо кемпингов в Хорватии есть места для стоянок, но практически нигде нет источников воды. Многочисленные речушки, обозначенные на карте, уже в мае пересохли. Вставать лучше в кемпингах еще и из-за того, что не все минные поля разминированы.
Языкового барьера практически нет. Основные иностранные языки, изучаемые в Хорватии – немецкий итальянский. Английский знают сотрудники отелей.

Важно обратить внимание на наличие ваучера на проживание в гостинице или отеле. Его спросят при пересечении границы. Если сможете забронировать по маршруту гостиницы и не боитесь приехать не вовремя в какую-либо из них, то считайте, что вам повезло. Основная проблема в этом случае заключается в том, что отели обычно  не подтверждают и не бронируют номера на один день. Если знаете другое решение проблемы, вам повезло вдвойне. Если есть возможность договорится с турагенством, чтобы оно выдало вам липовый ваучер на все время пребывания в Хорватии, это будет удобно. После пересечения границы, ваучер у нас уже никто не спрашивал. Еще в ресторанчиках может не быть черного чая (в туристических местах черный чай точно есть). Мы на всякий случай брали черный чай с собой, из расчета на завтрак и ужин.
Некоторые вкусные слова, которые мне особенно нравятся:
- палачинки (блинчики) подаются с джемом, шоколадным кремом, изысканными добавками или с медом,
- плескавица (котлета),
- доручак (завтрак),
- пршутто (ветчина). 

Приблизительная стоимость еды в ресторанчиках
Обед на двоих с супом, вторым, салатом, соком около 30 евро
Обед на двоих второе, салат, сок около 21 евро
Обед на двоих из рыбного блюда в центральном ресторане Pula около 57 евро (посчитали все, включая скатерть)
Обед на двоих из пиццы с чаем, соком и салатом Около 17 евро
Бутылка 1.5 литра питьевой воды в магазине 5-6 кунов. (от доллара до евро)
Шарик мороженого в Pula 4 куна (около 2/3 евро)
Бела кава 1.4 евро
Капучино 1.2 евро
Чай (обычно с лимоном, иногда еще и с медом). 0.9-1.1 евро