Перевод выполнен с любезного согласия автора, Николаса Марино.

Введение

В последнее десятилетие заметно увеличилось число людей, путешествующих на велосипеде. В то же время мы видим множество фотографов, начинающих свою карьеру. Но очень немногие относятся к обоим этим группам - фотографов и велосипедистов - путешественников. Пока что серьезное занятие фотографией не выглядит популярным среди велосипедистов. Так же как и велосипед как вид транспорта не очень привлекает серьезных фотографов. Но я в течение нескольких лет пользуюсь сочетанием этих двух моих привязанностей не только как возможным, но и как удобным сочетанием. В этой статье я расскажу, как эти два увлечения существуют вместе, и почему они прекрасно дополняют друг друга.

Ознакомится с планами велосипедных путешествий с автосопровождением.

Почитать про походы выходного дня. 

Почему велосипед?

Когда вы путешествуете по миру на общественном транспорте, вы планируете посещение всех интересных для вас мест. Вы едете от места А к месту Б, В и так далее (возможно с тысячами других посетителей) днем или ночью. Со своим транспортным средством вы достаточно независимы, можете остановиться где захотели, или доехать туда, куда вам хочется. Выбор транспорта существенно влияет на ваши планы и поведение. С моторным транспортом вы, скорее всего, будете повторять тот же путь от А к Б и В, с добавлением цены топлива и запчастей. И тут велосипед дает вам уникальные возможности.

Не очень быстрый темп движения велосипеда дает вам возможность более глубоко и по другому оценить дорогу, по которой вы двигаетесь. Вы полностью "погружаете" себя в путешествие, потому что теперь ваш путь идет не просто от места А к Б, но вы получаете опыт перехода от А к Б. Теперь самое интересное лежит между А и Б, а не только в самих этих местах. Это дает далеко идущие последствия.

Первое - вы начинаете лучше понимать культуру тех мест, по которым двигаетесь. Вы проводите дни, а то и месяцы, наблюдая ежедневную жизнь. Вы наблюдаете моменты, которые были бы упущены, при посещении только туристических достопримечательностей. Вы видите традиционную жизнь людей, которая не была искажена в угоду массовому туризму.

Второе - во все эти дни, когда вы едете от одного места к другому, невысокий темп движения, необходимость остановок по пути в маленьких городах, деревнях, поселениях, или просто на природе, позволяют установить довольно тесные отношения с местными жителями, и почувствовать их культуру и образ жизни. Когда местные жители видят вас на велосипеде, это вызывает у них множество чувств, начиная от удивления и любопытства, и заканчивая недоумением, жалостью и состраданием. В любом случае, вы получаете сочувствие и соучастие, которого проезжающие на супер внедорожнике или дорогом мотоцикле лишены. Часто люди готовы предложить вам кров, пищу и заботу, поделиться с вами историями из их жизни, расспросить вас о вашем пути, открыть вам свои сердца. С другой стороны, когда вы далеко от людей, вся природа вокруг - она для вас. Вы можете наслаждаться ей и исследовать ее сколько захотите. В добавок ко всему, это еще и полезно для здоровья! Вы будете сильнее и здоровее, чем раньше. Это прекрасное чувство! Кроме того, велосипед, в отличие, скажем, от мотоцикла, может быть в большинстве случаев отремонтирован в дороге самостоятельно.

Велосипед позволяет добраться до мест, недоступных для другого транспорта, и наконец, это ДЕШЕВО. Это чертовски дешевый способ путешествовать.

 

Фотография

Сегодня, когда миллионы фотографов путешествуют, как и вы, по миру, шанс сфотографировать что-то уникальное, становится все более и более редким. Известные места были сфотографированы миллионы раз. И хотя они остаются такими же красивыми, ваши шансы как фотографа найти что-то оригинальное в них, избежать надоевших "штампов", очень ограничены. Каковы ваши шансы получить уникальный кадр чего-то типа Тадж Махал в наши дни? Для сегодняшнего фотографа попытка оказаться вне "фотографического мейнстрима" - это ключ к возможности взглянуть на мир по новому, ощутить его истинную красоту в местах, отдаленных от общеизвестных туристических достопримечательностей. Даже отдаленные, трудно достижимые племена и поселения, уже были сфотографированы. Сейчас и они уже стали своего рода туристической достопримечательностью. Но путь между этими известными местами, особенно если места эти достаточно удаленные, все еще остается достаточно нетронутым, дающим бесчисленные фото возможности. На вашем неспешно едущем велосипеде, вам доступны все эти возможности. Они ждут вас.

 

Техника

Итак, вы решились на вело путешествие, и планируете делать фотографии профессионального качества. Что теперь? Я могу часами рассказывать о выборе велосипеда и сопутствующих компонентов: сумок, рюкзаков, кемпинг снаряжения и т.д., но я ограничу себя теми моментами, которые напрямую влияют на фотографа.

Наиболее важные моменты, которые я понял:

- Вы захотите иметь быстрый доступ к камере. Это критично. Многие интересные кадры появляются перед вами, когда вы едете. Вам надо будет остановится, и иметь быстрый, а главное, комфортный доступ к вашей фото камере. Часто вам даже не надо будет слезать с велосипеда, чтобы сделать снимок.

- Вы захотите, чтобы вес всего вашего имущества  был не большим. В путешествиях средней протяженности он составляет 50-60кг (это не включает воду и пищу). Это приемлемо на ровной дороге с гладким асфальтом, но может быть очень не просто, если вы едете по дороге, напоминающей лунный пейзаж, поднимаясь на перевал выше 5000м на плато в Тибете. Выбирайте ваше снаряжение аккуратно. Каждый ГРАММ имеет значение.

- Не идите на компромиссы. Выбирайте лучшее. Ortlieb и Vaude предлагают качественные водонепроницаемые и устойчивые к разрыву упаковочные вело сумки. Важно сохранить ваше снаряжение сухим и работоспособным Компрессионные пластиковые мешки полезны на пустынных пыльных дорогах, когда песчинки легко проникают внутрь рюкзаков.

 

Фото снаряжение

Выбор фото техники всегда остается за фотографом и зависит от тем и стиля фотографии. Я в основном снимаю портреты, а во вторую очередь - пейзажи. И выбираю технику с учетом продолжительности путешествия. Вне зависимости от выбранной марки, ваша техника должна быть профессионального уровня, но при этом на сколько возможно легкая, сделанная устойчивой к погодным и дорожным условиям. Это включает случайные удары и значительную вибрацию, которых в дороге не избежать. Камера с хорошей работой на высоких ISO особенно важна в удаленных местах, где уровень освещения низкий. Мой выбор - Nikon D700 (и более новая модель D800), потому что у этой камеры прекрасное сочетание вышеназванных свойств.

 

Объективы и аксессуары

Для не очень продолжительных маршрутов от 0 до 3 месяцев. В этих путешествиях можно везти с собой меньше снаряжения, поэтому есть возможность взять более "гибкое" фото снаряжение, такое как большие тяжелые зумм объективы. Но не перестарайтесь. Помните, каждый ГРАММ имеет значение.

Объективы Nikkor 14-24/2.8, 24-70/2.8 и 70-300VR. Вспышка SB-600 плюс зонтик для съемки на просвет. GoPro Hero2, 3 запасные батареи, поляризационный фильтр (CPL), 70Gb карт памяти.

Для длительного путешествия 6 месяцев и до нескольких лет. В таком путешествии приходится идти на компромисс с "гибкостью" фототехники. В длительных путешествиях в сильно удаленных регионах только дополнительная еда и вода может легко добавить 10-15кг к среднему стартовому весу. В этот момент вы начинаете думать, что выбросить ваш тяжелый зумм за $2000 - не такая уж плохая идея.

Объективы Nikkor 16-35/4 или 20/2.8 + 50/1/4G + 85/1.4D (думаю, что F/1.8 будет еще легче). Вспышка SB-600 + 24" софтбокс. Ultrabook 13.3" + WD Passport 1Tb. GoPro Hero2, 3 запасные батареи, поляризационный фильтр, 70Gb карт памяти.

Кабели и зарядники упаковываются в большой рюкзак. В течении дня они не нужны.

Штатив - это сложный выбор. Возить хороший жесткий штатив с шаровой головкой вряд ли возможно, а выбор легкого и тонкого штатива часто лишен смысла. Все же я решил взять штатив, потому что люблю фотографировать звезды во время стоянки. Я вожу очень легкий Manfrotto 632CY + шаровую головку 484RC2. Они очень компактные и легкие. Даже легкий ветер делает их бесполезными, но без ветра они хорошо делают свое дело, удерживая даже камеру с большим зуммом.

 

Перевозка техники

Как я уже говорил, важно иметь быстрый доступ ко всему. Для этого я всегда вожу камеру + один объектив в фотосумке LowePro Outback 100. Но вместо того, чтобы возить ее на поясе, для чего она сделана, я надеваю ее ремень так, что сумка оказывается на спине. Сумка подходит для одной камеры и профессионального зумма. Она позволяет мне быстро достать камеру, сделать снимок, убрать камеру и продолжить движение.

Для всего остального я модифицировал внутреннюю часть вело сумки на руль. Взял прокладки-разделители от фото сумки мини треккер, и установил их так, чтобы разместились 2 профессиональных зумм объектива и вспышка, защищая содержимое от ударов и вибрации. Не забывайте, что по инструкции, в такую сумку можно нагружать до 3кг. Но даже 3кг - слишком большая нагрузка. Я кладу мою палатку поверх передних сумок так, чтобы сумка на руле опиралась на нее своим дном (фото вверху). Такая упаковка позволяет мне очень быстро менять объективы даже не сходя с велосипеда.

Штатив привязан сверху к непромокаемому мешку сзади, что позволяет до него легко добраться.

 

Будьте бдительны

Не делайте стандартной ошибки - не попадайте в ловушку излишнего комфорта. Хотя вы можете ехать, повесив камеру на спину ремнем через грудь, и в большинстве случаев это безопасно, падения все-таки случаются. При падении первое, что стукнется о землю, будет ваша камера. Это случалось и со мной. Так вы скорее всего разобьете камеру. Кладите камеру в сумку! Никогда не забывайте защелкнуть замки на рулевой сумке. Ее крышка сама по себе недостаточно прочна, чтобы удержать внутри ваши объективы. Если велосипед падает, как случилось в Тибете, когда неожиданным порывом ветра меня просто сдуло с дороги, ваши объективы, скорее всего будут разбиты. Я в этом случае лишился двух профессиональных зумм объективов, которые были разбиты, упав в 3х метровый ров.

 

Возможности для съемки

Они появляются во время всего путешествия, и очень часто.

- пейзаж, по которому вы едете сегодня,

- люди, обитающие в местах, которые вы проезжаете,

- семьи, предложившие вам ночлег и накормившие вас,

- кочевники в метель на высоте 4300м,

- проходящий мимо гордый пастух верблюдов,

- идиллическое место, в котором вы разбили свой лагерь, посреди неведомых мест.

В дороге все возможно, и происходит столько всего, что очень мало людей имели возможность сфотографировать до вас.

 

Недостатки

Главный - это время. Вам нужно время, чтобы это совершить. Движение будет неторопливым, чем больше вы едете, тем больше вам будет нравиться ехать не спеша, а ваши 15 дней отпуска не позволят вам забраться очень далеко. Много раз вы будете приезжать в живописные места в худшее время дня, когда полуденное солнце убьет всю красоту снимка. И если вы действительно захотите сделать хороший снимок, вам надо будет дождаться "золотых" для фотографа закатных часов, после которых ехать дальше будет нельзя, и надо будет переночевать на этом месте. Время будет проходить, и вы потеряете ему счет. Это ли не мечта фотографа!

Субъективный недостаток - путешествие на велосипеде подходит не для всех. Оно может стать физически, а особенно ментально, изнурительным опытом. Иногда оно высасывает из путника энергию до последней капли, и требует большой психологической устойчивости для преодоления всех невзгод, с которыми вы встречаетесь. Дорога вас все время испытывает. Порой это испытание становится таким жестоким, что даже в самом прекрасном месте у вас не остается сил и желания вынуть камеру, столь вы истощены. Но хорошая новость в том, что и тело и дух все время становятся сильнее, поэтому шансы, что это случится с вами, с каждым разом становятся все меньше.

Вот довольно "тряское" видео с моей прошлогодней поездки, где можно увидеть как красоты, так и трудности путешествия на велосипеде в удаленных регионах. Таких, как Тибетское плато.

 

Заключение

Путешествие на велосипеде, возможно, самый подходящий путь для серьезного фотографа, который пытается выйти за пределы доступного в своих поисках уникальных мест и сюжетов, и получает удовольствие от обретения бесценного опыта жизни на природе. Он дает невероятную гибкость и полную независимость, без необходимости нести серьезные затраты на моторный транспорт, позволяя при этом полностью погрузить себя в жизнь новых места, и быть частью их культуры.

 

Николас Марино,

декабрь 2012

Оригинал статьи

Сайт автора.